релиз разрешение согласие договор фотосток модел-релиз проперти-релиз редакционное

Здравствуйте, уважаемые читатели е-доход.рф! Учитывая постоянно растущее количество фотостоков и фотобанков, нет ничего удивительного в том, что многие авторы задаются вопросом, в каких случаях нужно получать разрешение от моделей или владельцев собственности для размещения работ на вышеупомянутых сервисах, а в каких нет. Ответы на эти вопросы одинаково важны как для фотографов, так и фотографируемых, поэтому давайте рассмотрим эти аспекты работы с фототоками поподробнее.

Публичные и частные места

Хочу сразу прояснить, что можно продавать фотографии любого субъекта без всякого на то разрешения или подписанного согласия, за одним исключением: вы не можете фотографировать людей в частных местах (например, дома или на придомовой территории) без разрешения. Однако, как только субъект перемещается в общественное место (улица, парк, сквер и т.п.), он утрачивает свое право на неприкосновенность частной жизни и может быть сфотографирован кем-угодно без согласия. С точки зрения фотографа, важно понимать, что никто не может на законных основаниях запретить вам делать фотографии в общественных местах, чего не скажешь о частном пространстве. Даже если у вас есть законное право фотографировать кого-то, это не значит, что вы имеете этическое право делать снимки, если человек не хочет фотографироваться. Будьте уважительны к другим!

к оглавлению ↑

Использование фотографий в рекламных и маркетинговых целях

Модель-релиз и проперти-релиз для фотостоковНесмотря на вышеприведенное представление о свободном фотографировании людей в общественных местах, это еще не дает Вам право делать с такими изображениями все, что пожелаете. Именно здесь в игру вступает идея сходства людей, которая применима и к другим субъектам фотографии (например, частной или интеллектуальной собственности). С юридической точки зрения, сходство связано с представлениями о субъекте как о элементе продвижения чего-либо (товар, услуга или идея). Каждый человек, будь то знаменитость или любой другой гражданин имеет право защищать свою индивидуальность, что касается и внешности.
На практике же это означает, что фотограф имеет право продать снимки субъекта, сфотографированного в общественном месте какому-нибудь изданию — газете или журналу, так как в этом случае фотографии не будут использоваться для рекламы или раскрутки. Тем не менее, автору будет запрещено продавать или использовать эту же фотографию для любого вида продвижения, например, рекламы товара или услуги. Аргументация проста: этот человек не давал своего согласия, чтобы его изображение использовалось для таких целей. Представьте, что вы являетесь членом политической партии и видите, как рекламный плакат с вашим изображением используется в предвыборной кампании конкурентов. Если не согласны с этим, у вас есть все основания, чтобы попросить противоборствующую партию убрать своё фото с плакатов.

к оглавлению ↑

Что говорит об этом законодательство РФ?

К слову, ограничения, касающиеся действий с изображениями граждан РФ регулируются статьей 152.1 ГК РФ:
«1.Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:
1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
3) гражданин позировал за плату…».
И еще: «…Если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, распространено в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения…». Как видите в ГК РФ четко прописаны условия, при которых не требуется согласие субъекта.

к оглавлению ↑

Стоковая фотография

Продажа стоковых фотографий — отличный способ для получения небольшого, но в то же время стабильного дохода. При этом необходимо, чтобы любые снимки с людьми или достопримечательностями сопровождались соответствующими разрешениями, т.е. были коммерчески лицензированы. Правила могут различаться в зависимости от агентства, с которым работает фотограф, но подавляющее большинство фотостоков требуют наличия заполненных релизов, ведь скорее всего клиенты будут использовать снимки именно в коммерческих целях, для продажи или рекламы чего-либо.

к оглавлению ↑

Редакционная фотография (Editorial)

Модель-релиз и проперти-релиз для фотостоков

Однако есть одно исключение из правил. Стоковые изображения могут быть проданы для редакционного использования в различных журналах, газетах, учебниках и других изданиях, а также в образовательных целях. В этом случае нет необходимости прикладывать релизы к фотографиям. Единственный минус такого варианта заключается в том, что выплаты за редакционные фото значительно ниже, чем за коммерческие (т.е. с подписанными релизами). Если планируете зарабатывать хорошие деньги, продавая стоковые фотографии, следует пойти по «коммерческому» пути — позаботиться о наличие оформленных разрешений от моделей и/или владельцев собственности.

Не каждую фотографию можно продать как редакционную. У каждого фотостока свои требования к фотографиям принимаемым по редакционной лицензии. Поэтому рекомендую ознакомиться с ними заранее.

к оглавлению ↑

Виды релизов

Релиз, в нашем случае, как раз и означает согласие или разрешение на съемку. В зависимости от объекта съемки релизы делятся на релизы моделей и релизы собственности.
В основе релизов лежат идеи защиты сходства (внешности) и интеллектуальной собственности. Тут все сводится к Вашим намерениям, как фотографа: если изначально знаете, что снимки будут использоваться для продвижения и рекламы, лучше заранее позаботиться о подготовке релизов. На самом деле, релизы применяются не только в отношении людей. В зависимости от планов на использование фотографии, вам может понадобиться разрешение на недвижимость и прочие объекты собственности. Чуть ниже приведены некоторые конкретные варианты.

к оглавлению ↑

Разрешение от модели (Model-release)

Модель-релиз и проперти-релиз для фотостоковЕсли на снимке видны люди, которых можно идентифицировать, для использования таких фотографий в коммерческих целях, необходимо предоставить подписанное согласие. Модел-релизы предоставляются от всех, кого можно распознать на снимке. Правда, бывают и исключения, в зависимости от фотостока, поэтому не удивляйтесь, если попросят предоставить согласие даже от тех, кого распознать нельзя. Иногда доходит до абсурда: запрашивают релизы даже если на снимке показана только часть тела.
Отмечу, что даже если на фотографии изображен сам фотограф, все равно требуется согласие от него. Подписывается оно соответственно одним и тем же человеком: как в качестве автора, так и модели.
Таким образом, релиз модели — это своего рода договор между фотографом и фотомоделью, подписывая который последняя соглашается, что снимки с ней могут быть использованы в коммерческих целях.
Вот, к примеру, так выглядет Model-release, принимаемый Shutterstock:

Как видите, Model Release содержит следующие данные:

  • ФИО и подпись модели;
  • контактные данные (адрес, телефон, адрес электронной почты);
  • дату рождения модели и возраст на момент съемок;
  • дату подписания релиза;
  • ФИО и подпись фотографа.

Для снимков обнаженных моделей кроме релиза модели требуется удостоверение личности, подтверждающее, что модель не моложе 21 года (в большинстве фотостоков).

к оглавлению ↑

Разрешение на несовершеннолетних (Minor Release)

Модель-релиз и проперти-релиз для фотостоков

На многих фотостоках (к примеру, на Шаттерсток), если Вы фотографируете детей или несовершеннолетних, необходимо предоставить специальный релиз — Minor Release — договор, в котором права на фотографии детей передают их родители или опекуны.

В целом, договор по сожержанию идентичен предыдущему, но дополнительно требуются ФИО и подпись родителя/опекуна.
к оглавлению ↑

Разрешение собственника (Property-release)

Модель-релиз и проперти-релиз для фотостоковРазрешение владельца собственности, или согласие собственника — второй тип релизов, требуемых фотостоками. Такое разрешение необходимо, в случаях, когда на снимках изображены различные объекты, в том числе подпадающие под действие закона об интеллектуальной собственности (здания, предметы искусства и интерьера и т.д.). В общем, разрешение владельца собственности требуется, если съемки ведутся на территории, являющейся частной собственностью. Однако проперти-релиз нужен даже в случае, когда материалы снимаются на территории, являющейся общественной местом, если на снимках можно различить объекты частной собственности. Также учтите, что публичными местами не являются магазины, торговые центры, учебные заведения, вокзалы, музеи, здания госучреждений, парки развлечений, концертные площадки и т.п. На фотографии снятые в таких местах нужно предоставить согласие владельцев. Причем касается это как интерьера, так и экстерьера.
Суть договора аналогична модел-релизам, за исключением того, что подписывается он фотографом и владельцем собственности. Требования к согласию схожи с таковыми к релизу модели. Рассмотрим на примере все того же Шаттера:

В большинстве случаев, Property Release содержит следующие сведения:

  • название/описание, расположение объекта собственности;
  • ФИО и подпись владельца или уполномоченного лица;
  • контактную информацию (адрес, телефон, e-mail) владельца или уполномоченного лица;
  • должность/статус уполномоченного лица («Владелец», «Управляющий»);
  • дату подписания релиза;
  • ФИО и подпись фотографа.

Релиз оформляется отдельно для каждого объекта собственности.

Релизы большинства фотостоков требуют наличия и третьей стороны — свидетелей, которые должны присутствовать, когда модель/владелец подписывает разрешение. Соответственно, информация о них также должна быть отражена в договоре (ФИО и подпись, контактная информация).

Вот и всё на сегодня. Надеюсь информация окажется полезной для Вас. Всего доброго!

1 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...