Киберсквоттинг (от англ. cybersquatting — оккупации, захват, самовольно поселение) – один из видов манимейкинга, подразумевающий покупку или регистрацию доменных имен, созвучных с названиями торговых марок или компаний с целью последующей перепродажи по завышенной цене. Способ, честно говоря, «на любителя»: требует немалых вложений средств и времени, постоянного мониторинга рынка, к тому же не факт, что удастся реализовать приобретенное доменное имя по выгодной цене.

Происхождение киберсквоттинга

Киберсквоттинг, или продажа доменов

Практика, известная как киберсквоттинг, или захват доменов, возникла в те времена, когда большинство компаний ещё не были заинтересованы в коммерческих возможностях «всемирной паутины». Особо «шустрые» пользователи начали массово регистрировать названия известных компаний в качестве доменных имен, с намерением перепродать их этим же компаниям по завышенным ценам. В США подобные инциденты были зафиксированы еще в начале 90-х. Среди «жертв» первых киберсквоттеров оказались такие крупные компании, как Panasonic, Fry’s Electronics, Hertz и Avon. Вскоре веяние своих заокеанских «коллег» подхватили и российские пользователи.
Развитию киберсквоттинга на начальных этапах способствовала бесплатность и общедоступность процесса регистрации доменных имен. Даже введенная позднее платная регистрация не останавливала киберсквоттеров — прибыль от удачных перепродаж покрывала любые расходы.
Сегодня возможностей для киберсквоттинга остается всё меньше, потому что большинство компаний теперь знают: чем меньше доменных имен используешь для своего бизнеса — тем лучше.
Кроме того, во многих странах мира сложилась судебная практика борьбы с киберсквоттерами, рассматривающая этот вид деятельности как уголовно-наказуемое деяние. К слову, судебная система в России и СНГ на данный момент находится на этапе формирования и четкого подхода к этому явлению еще нет. Поэтому каждый процесс, связанный с захватом и продажей доменов становится объектом пристального внимания киберсквоттеров.

к оглавлению ↑

Типы киберсквоттинга

Киберсквоттинг, или продажа доменов

Несмотря на то, что у многих пользователей слово «киберсквоттинг» ассоциируется с чем-то криминальным, существует еще несколько видов этого явления: незаконный, защитный и непреднамеренный (неумышленный) киберсквоттинг, а также тайпсквоттинг.

к оглавлению ↑

Криминальный (незаконный) киберсквоттинг

Это тип киберсквоттинга знаком многим. Злоумышленники, в этом случае, пытаются продать домен, чтобы «срубить бабла». Они намеренно регистрируют доменные имена исключительно с целью их перепродажи законному владельцу товарного знака и зарабатывают на этом деньги. Предположим, что вот-вот на экраны должен новый фильм, к примеру, под названием «Счастливчик Джо». Киберсквоттер быстренько регистрирует домен «счастливчикджо.рф», а затем предлагает кинокомпании выкупить его за большие деньги.

к оглавлению ↑

Защитный киберсквоттинг

Предварительная регистрация доменных имен не всегда носит криминальный характер. Часто сами компании регистрируют их для защиты фирменных наименований. Например, «БанкАБВ» может купить доменные имена, которые являются вариантами их фирменного наименования, вроде BankABV.ru, BankABV.com, БанкАБВ.рф и т.п. Они не намерены использовать эти домены, но регистрируют их на своё имя, чтобы пресечь попытки использования другими лицами, в том числе, киберсквоттерами.

к оглавлению ↑

Непреднамеренный (неумышленный) киберсквоттинг

Отсутствие доступных доменных имен частенько приводит к случайному киберсквоттингу. Вы можете неумышленно зарегистрировать домен, похожий на название какой-либо компании. Даже использование вашего имени может вызвать проблемы. Компания может попытаться купить его у вас или передать дело в суд для получения доменного имени. Отличным примером этого является спор между Microsoft и Mikerowesoft.
Это был юридическим спором между компанией Microsoft и канадским студентом Майком Роу (Mike Rowe). Предметом спора стало доменное имя «MikeRoweSoft.com». Microsoft рассматривала это имя как нарушение товарного знака из-за фонетического сходства с их фирменным наименованием и требовала, чтобы Майк отказался от домена. Дело привлекло внимание общественности после того, как Microsoft отправила ему 25-страничный иск на прекращение и отмену права пользования доменом. Впоследствии Microsoft «смягчила» свою позицию в этом деле и пошла на «мировую»: Майк передал право владения доменом в обмен на XBox и денежную компенсацию.

к оглавлению ↑

Тайпсквоттинг

Под тайпсквоттингом понимают регистрация доменных имён, по написанию похожих на адреса популярных сервисов, в расчёте на опечатку, сделанную пользователем. Например, «googl.com» в расчёте на пользователя, который хотел попасть на «google.com». Тайпсквоттеры зарабатывают деньги на показе рекламы пользователям, ошибочно попавшим на их сайт.

Выбор доменного имени

Киберсквоттинг, или продажа доменов

Помимо проблемы, связанной с поиском запоминающегося названия бренда, современные компании сталкиваются с проблемой 21-го века, когда приходится придумывать то, что еще не было придумано.

Вот забавное упражнение: придумайте 5 названий для нового продукта, а затем просмотрите их, используя регистратор доменных имен, например, REG.RU, и посмотрите, доступны ли имена доменов, соответствующие этим названиям. Скорее всего, нет.

Если вы планируете присутствие своего бизнеса в Интернете, нужно сначала выяснить, какие доменные имена доступны и сколько будет стоить их аренда.

к оглавлению ↑

История развития доменов

Киберсквоттинг, или продажа доменов

Давайте рассмотрим, как доменные имена развивались за последние несколько десятилетий.

В январе 1985 года был создан список первых суффиксов домена. Dot Com (.com) быстро стал самым популярным доменом, несмотря на то, что первоначально он должен был использоваться только в коммерческих целях.

Учитывая, что домен типа «.com» может иметь имена доменов длиной до 253 символов, количество возможных комбинаций имени домена трудно представить. Добавьте к этому еще 7 основных доменов верхнего (первого) уровня (TLD)Edu, Gov, Mil, Net, Org, Arpa и Int — и проблема киберсквоттинга возрастет экспоненциально.

Примерно через год появились TLD, включающие зоны доменных имен, вроде us, uk, il, au, de, fr и т. д. Они стали известны как домены верхнего уровня кода страны (ccTLD). Это еще более усугубило ситуацию, потому что такие суффиксы открыли возможности для тайпосквоттеров. Например, суффикс местоположения для Камеруна (.cm) легко можно принят за «.com».

В течение нескольких последних лет Интернет-корпорацией по присвоению имен и номеров (ICANN) были добавлены десятки новых доменных зон, увеличивая и без того огромные возможности для киберсквоттинга. Рынок буквально «взорвался» с выпуском еще более 300 общих доменов верхнего уровня (gTLD). Стало доступно большое количество суффиксов, позволяющих любому бизнесу выбрать подходящий gTLD, характеризующий сайт, или сделать его более узнаваемым. Эти суффиксы доступны даже на разных языках.

к оглавлению ↑

Классификация доменов

Киберсквоттинг, или продажа доменов

Существует шесть основных категорий доменов:

• Национализированные имена доменов, например, .рф, .fr, .شبكة

• Брендовые области: именитые бренды регистрируют полный суффикс, например .GOOGLE

• Географические домены, например, .LONDON или .MELBOURNE

• Секторно-ориентированный домен, например .SHOP или .LUXURY

• Универсальные домены, например .World или .LINK

• Общие домены, например .CLUB или .COOL

К сожалению, большинство киберпреступников знают, что самое лучшее время для «атак» — во время крупных перемен: пользуясь неразберихой с новыми доменами они захватывают тысячи доменных имен.

к оглавлению ↑

Каковы угрозы это таит?

Киберсквоттинг, или продажа доменов

Защита бренда и торговой марки в интернет-пространстве должны иметь первостепенное значение для вашей компании. Существует три основные угрозы, которые могут нанести значительный ущерб репутации вашего бизнеса в Интернете, поэтому бренды должны всегда быть в состоянии повышенной готовности.

1. Ущерб репутации бренда. Недовольные клиенты могут подвинуть репутацию вашего бренда, зарегистрировав такие домены, как brandname.sucks.

Вот некоторые домены, на которые нужно обратить особое внимание: .sucks, .gripe, .exposed, .cheap, .adult, .porn.
2. Мошенничество. Угроза фишинга растёт, и преступники могут зарегистрировать ваш бренд в новом домене, чтобы под видом официального сайта компании украсть учетные данные клиентов.
Примеры таких доменов: .group, .solutions, .online, .finance, .bank.
3. Продажа подделок. Домены могут использоваться для продажи контрафактных товаров под видом вашего бренда.
Домены, на которые нужно обратить внимание: .shop, .deal, .discount, .sale.

к оглавлению ↑

Вывод

Киберсквоттинг, или продажа доменов

Киберсквоттинг является одним из самых прибыльных способов заработка в Интернете, но при этом он таит множество «подводных камней», вплоть до уголовной ответственности.
Поэтому эта статья приводится лишь для общего развития и предостережения от вероятных неприятностей. Теперь, если решите создать свой бренд, и соответственно, определить своё присутствие, вы будете знать о таком явлении, как захват доменов.
Всегда выбирайте «белые» способы заработка, в том числе и в Интернете! А там на этом у меня всё. Спасибо за внимание!

1 оценка, среднее: 3,00 из 51 оценка, среднее: 3,00 из 51 оценка, среднее: 3,00 из 51 оценка, среднее: 3,00 из 51 оценка, среднее: 3,00 из 5 (1 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...